Как составить бизнес-план? Пошаговая инструкция

Как составить бизнес-план?

Задаетесь вопросом о том, как написать бизнес-план? Что ж, вполне возможно, что вы стоите в самом начале пути, который изменит всю жизнь. Предпринимательская инициатива поощряется государством. Но даже для получения денег на открытие компании в Центре занятости населения придется оформить этот документ. Почему он так важен и как все сделать правильно?

Что такое бизнес-план?

В нем отражаются все значимые характеристики будущей фирмы. Обязательно проводится анализ возможных рисков, а также указываются методы, которые позволят с ними бороться или вовсе избежать. Если говорить просто, то данный документ для инвестора – возможность получить ответ, стоит ли вкладывать средства в тот или иной проект? Навскидку все может быть прекрасно, но при более детальном рассмотрении часто обнаруживаются проблемы, которые делают бизнес малопривлекательным.

Важно понимать, что оформляется в письменной форме. Обязательно учитываются некоторые правила. Составление плана – обязательное условие грамотного ведения дел. Он материализует идею, показывает, что вы все взвесили и готовы работать.

Как самостоятельно составить бизнес-план?

Это совсем не сложно. Нужно лишь тщательно обдумать каждый нюанс. Не стоит сразу браться за расчеты. Калькулятор пока отложите в сторону. Просто взвесьте каждый плюс и минус вашего начинания. Обязательно решите, как исправить негативные моменты. Будет идеально, если повернете их в противоположную сторону. Если при поверхностном рассмотрении идея по-прежнему кажется стоящей, переходите к делу.

Единой структуры этого документа нет, но в нем непременно должны содержаться ответы на ряд вопросов:

  1. Зачем будет существовать то или иное предприятие?
  2. В какой области начнется работа?
  3. Как распределены функции и сколько человек понадобится для воплощения идеи?
  4. Каковы возможности фирмы?
  5. С какими опасностями придется столкнуться?
  6. Что придется делать для реализации товара на рынке?

Говоря иначе, придется раскрыть миссию, стратегическую концепцию, организационную структуру.

Приблизительная структура

На вопрос о том, как составить бизнес-план, специалисты часто приводят именно эту структуру рассматриваемого документа:

  1. Титульный лист. Указывается наименование проекта и организации, в которой планируется реализация, разработчик, дата создания и т.д. Допускается приведение главных расчетов.
  2. Меморандум о конфиденциальности. Важный момент, ведь идею могут «позаимствовать», оформив патент раньше вас.
  3. Резюме – сокращенное описание проекта и перечень наиболее существенных финансовых характеристик. Хоть и располагается эта часть в начале, писать ее нужно, когда бизнес-план уже готов. Тогда у вас будет полное представление, а значит – возможность сжато изложить.
  4. Главная идея. Здесь описываются поставленные задачи, рассматриваются преграды на пути воплощения в жизнь, указываются конкретные действия, которые необходимо предпринять, чтобы добиться успеха с максимальной оперативностью. Важно приводить реальные аргументы, которые дадут понять, что в ваше дело стоит вкладывать средства.
  5. Характеристика отрасли на рынке. Цель этого раздела – показать выгоду, опираясь на маркетинговый анализ текущей ситуации. Динамика продаж, темп роста отрасли, особенности ценообразования, анализ конкурентов, приведение портрета целевого потребителя – важно все.
  6. Сущность проекта. Раскрывается идея и предмет бизнес-плана. Важно детализированно представить продукт, описать этапы его разработки, привести характеристики организации, раскрыть суммарную стоимость с приведением графика финансирования. Кроме того, стоит указать начальные расходы на рекламу.
  7. Маркетинговый план. Тут указываются цели и задачи маркетинговой политики компании и методы их достижения. Система исследования рынка, объем реализации, способы усовершенствования продукции, описание упаковки – моментов, которые придется отразить, очень много.
  8. План производства. Раскрывается все, что касается создания изделия для рынка (например, производственная мощность, детальное описание действий субподрядчиков, требуемое сырье, себестоимость).
  9. Организационный план. На этом этапе важно определить принципы руководства предприятием. Указывается организационно-правовая форма, система координирующих деятельность органов, руководящий состав, местонахождение и т.д.
  10. Финансовый план. Совокупная оценка проекта с экономической точки зрения. Обязателен расчет рентабельности и сроков окупаемости затрат, приведение налогов, которые предстоит платить, и т.д.
  11. Отчет о прибылях и убытках. Оформляется в виде таблицы. Учитываются NVP, PI, IRR и прочие специфические показатели.
  12. Анализ рисков. Следует найти потенциальные угрозы, способные привести к снижению доходов. Важно не просто указать их, но и озвучить конкретные технологии эффективной борьбы. Кроме того, стоит обосновать, почему этих проблем не стоит бояться, огласить вероятность их появления.
  13. Приложение. Это копии договоров, соглашений, письма потребителей, статистические данные – все, что требуется для целостного понимания и рассмотрения бизнес-плана.

Так ли все сложно?

Приведенная структура схематична. Документ требует детальной проработки, но помните о том, что с помощью него вы привлечете инвестора, что позволит сделать бизнес процветающим. Думайте о прибыли и составление не будет рутинным и затруднительным.

Если обратились в Центр занятости для получения средств на открытие собственного дела, ситуация несколько упрощается. Государство заинтересовано в развитии деловой сферы. В частности, на бирже труда часто предлагают образцы, которыми можно руководствоваться при создании рассмотренного документа. Останется просто внести свои расчеты и откорректировать содержание.

Как бы там ни было, дорогу осилит идущий. Не сидите дома в ожидании доброго дядюшки, который оставит в наследство миллион. Начните действовать сами. Главное – это ввязаться в рыночный бой. Дальше начнет появляться опыт, репутация, прибыль – любой бизнес жизнеспособен при условии, что им как следует занимаются!